Войти
Женский портал
  • Что значит быть женщиной
  • Как найти на небе шесть ярчайших звезд лета?
  • Как правильно сделать красивое селфи со смартфона
  • Цитаты про зависть Высказывания о зависти людей
  • Реально эффективные способы похудения для женщин в домашних условиях Как побыстрее похудеть на 10 кг
  • Список спиртных напитков мира Национальные безалкогольные напитки стран мира
  • Эти правила финансовой грамотности должен знать каждый родитель. Обучение детей финансовой грамотности Черкай с обучаем детей финансовой грамотности

    Эти правила финансовой грамотности должен знать каждый родитель. Обучение детей финансовой грамотности Черкай с обучаем детей финансовой грамотности

    Вопросами финансовой грамотности детей Эдуард Матвеев занимается не первый год. На эту тему им написано несколько книг: поучительная сказка о финансах для детей постарше «Лесная биржа» и для совсем маленьких – «Дима и Совенок». Готовится к изданию третья книга «Лесная биржа-2. Атака воронов»» для подростков. Им разработаны обучающие программы для деток по финансам и экономике, которые прорабатываются на тренингах и многочисленных встречах с детской аудиторией. Предоставляем слово нашему гостю.

    В последнее время тема повышения финансовой грамотности среди детей и подростков стала приобретать неожиданную популярность. В принципе, в нашей стране популярность приобретает всё, на что начинают выделять деньги из бюджета. Но сейчас государство решило подойти к вопросу серьёзно: со следующего года обучение финансовой грамотности планируют ввести в школьную программу. Правда, утверждённых пособий пока нет, учителей обучают выборочно, разработанных программ – единицы.

    Но главное не это. Дети искренне не понимают, зачем им это нужно, а те, кто продвигает идею финансовой грамотности, понимают под этим каждый своё.

    Меня зовут Эдуард Матвеев, я занимаюсь развитием финансовой грамотности у детей с 2012 года – именно тогда была издана моя первая книга. Но обо всём по порядку.

    Когда разговариваешь с детьми в школах, они не могут ответить на вопрос: «Что такое финансовая грамотность?». Пытаются вспомнить заученные или услышанные от кого-то формулировки. Они чувствуют, что их опять будут учить чему-то тому, что им не надо. И они, в общем-то, правы.

    Государству нужен грамотный потребитель и не более: чтобы двигал вверх ВВП и не клянчил денег у государства. Именно поэтому основной упор в апробируемых учебниках делается на бюджет, налоги, расходы в магазинах, экономию и т.д.

    Банкам и инвестиционным компаниям нужен клиент: чтобы активно пользовался картами, кредитами, депозитами, брокерскими счетами, кредитными плечами, структурированными продуктами и прочими труднопроизносимыми «благами».

    На фоне этой свистопляски, «головняка» на работе и дома, многие родители начинают «звереть» и убеждаться в том, что финансовая грамотность их детям не нужна вообще. Некоторые так и говорят: «вот вырастут, тогда». Некоторые говорят и так: «мы без этого росли – и ничего». Бывает и такое: «детям рассуждать о деньгах рано. Зациклятся на них – только о деньгах и будут думать».

    Наверное, по-своему родители правы, особенно, глядя на объёмную школьную программу, поглощающую ребёнка до позднего вечера. Но есть причины, по которым вашему ребёнку знания о финансах нужны, и именно сейчас.

    1. Многочисленные исследования, а последние проводила Money Advice Service (Великобритания), говорят о том, что финансовые привычки и финансовое поведение закладывается у ребёнка в раннем школьном возрасте . Именно сейчас нужно корректировать его финансовое поведение (если необходимо), чтобы в будущем он не впадал в крайности: стал жутким скрягой либо транжирой.
    2. Не смотря на то, что у ребёнка нет официальных доходов, деньги у него всё равно есть : карманные, на телефоне и т.д. Даже за этими деньгами уже охотятся мошенники, продавцы с некорректной рекламой, более финансово грамотные сверстники. Ждать, «когда подрастёт», уже нельзя.
    3. Обладая финансовой грамотностью, ребёнок из клянчащего деньги «иждивенца» превратится в вашего союзника . Обсуждая с вами «на равных» доходы и расходы семьи, ребёнок превращается из стороннего наблюдателя в заинтересованное лицо, начинает ценить семейные финансы.
    4. Финансово грамотный ребёнок раньше задумывается о выборе профессии , а сделав это, начинает раньше искать информацию, получать необходимый опыт и навыки. А значит в будущей конкуренции среди сверстников займёт достойное место, будет абсолютным лидером.
    5. И главное: финансово грамотный человек часть доходов превращает в инвестиции . В раннем возрасте это может копилка, позднее – депозит или Индивидуальный Инвестиционный Счёт. Но всё это делается для того, чтобы при возможных периодах безденежья, один из которых как правило наступает во время пенсионного возраста, человек чувствовал себя комфортно, опираясь на сформированную финансовую подушку. И чем раньше ребёнок это будет понимать, тем больше будет эта подушка в зрелом возрасте. А там, глядишь, и нам, родителям, в старости что-то перепадёт J

    Отлично, скажете вы. Сказать и сделать – две большие разницы. Ребёнок от самих слов «финансовая грамотность» морщится, а тут…

    Да, морщится. Да, у него нет мотивации, и он её не получает ни в школе, ни дома. Прочитать, выучить, сдать (это я сейчас не про Фонд класса) – всё, что требуют от ребёнка. Но он не понимает главного – зачем ему это знать. У меня для вас есть несколько вариантов, как это сделать ненавязчиво и с пользой.

    1. Пример родителей. Что бы кому ни казалось, родители – главный пример для ребёнка. Поэтому, ваша основная задача – показать достойный пример разумной траты денег, уважение к деньгам, разумной экономии. Ребёнок не сразу начинает копировать родителя – как правило существует некоторый временной «лаг», нужно просто немного потерпеть.
    2. Создание источника доходов ребёнка. С 5-6 лет таким источником могут быть . Главная задача здесь – не поощрение за хорошую учёбу или работу по дому, а предоставление ребёнку возможности на практике планировать свои доходы и расходы. Но помните: если поток доходов будет слишком маленьким или непостоянным, либо расходы будут жёстко регламентироваться вами – ничего не получится. Где-то уже после 10-13 лет у ребёнка появляется стойкое желание зарабатывать самому. Дайте ему такую возможность: придумывайте работу, не связанную с домашними обязанностями. Например, помыть машину, набрать для вас текст на компьютере, и т.д.
    3. Только практические знания. Ребёнок должен чётко понимать, зачем ему знать про варианты экономии, статьи расходов или акции и дивиденды. Если за всем этим он увидит более быстрое достижение своих целей в будущем – семья, свой дом и машина – он запомнит это, как таблицу умножения. На встречах со школьниками я часто задаю им вопрос о их целях в жизни после окончания школы и ВУЗа. Вот это всё они и перечисляют. Они такие же, как мы, они хотят того же, что и мы. Просто им нужно немного помочь советом и информацией.
    4. Информация в доступной и интересной форме. Сколько учебников и «рабочих тетрадей» у вашего ребёнка? Хотите ещё одну? А он хочет? Дайте ему не учебник, а сказку. Да, я написал две сказки о финансах для младшего и среднего школьного возраста – «Дима и Совёнок» и «Лесная биржа».

    Они не заставляют что-то учить, ребёнок запоминает всё сам. Поскольку «ВКонтакте» – самый доступный ресурс для обмена мнениями, именно там многие родители делятся достижениями своих детей, читающих финансовые сказки. «Прочитал за 3 дня, хотя читать не любит», «блеснула знаниями на уроках», «решил копить/зарабатывать деньги и вкладывать в акции», «Уже сами указывают на рекламные уловки в магазине или по телевизору и вспоминают какие «проколы» в магазинах были у нас» – это реальные отзывы реальных родителей, и я искренне рад, что смог кому-то помочь.

    5. Полезные игры и задания. Играйте со своими детьми в финансовые игры, их много: «Монополия», «Денежный поток» и огромное количество аналогов. Играйте именно вы. Ребёнку интересно, он готов потратить время не на компьютер, а на игру с вами. Не интересно вам? Смотрите пункт первый. Что касается весёлых заданий – их можно также взять из книг, задания из того же «Димы и Совёнка» используют учителя во многих школах. Им нравится, что решения в них по большей части не тривиальные, а требуют рассуждений от ребёнка, доводов, доказательств.

    Мой опыт работы с финансами – уже более 20 лет. Я прошёл путь от брокера до Генерального директора инвестиционной компании, сейчас развиваю детские обучающие программы по экономике и финансам. Провожу детские финансовые тренинги и дописываю третью книгу. В последние 3 года я как писатель и тренер встречался с детьми и взрослыми во многих городах нашей страны и за рубежом. И я могу абсолютно точно сказать: дети везде одинаковые – умные, добрые и любопытные. Это не зависит от города или «крутости» школы. И я искренне считаю, что у каждого их них должен быть шанс сделать свою жизнь лучше, интереснее. Деньги – не основная, но очень важная часть нашей жизни, и говорить о них с детьми, конечно, нужно.

    Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем в более раннем возрасте Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.

    Некоторые из этих уроков, полученных в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.

    К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.

    Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.

    Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

    У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

    Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

    • Как экономить деньги.
    • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
    • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
    • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
    • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
    • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
    • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
    • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
    • Как работают банки.
    • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

    Это только самая необходимая часть науки, которую Вы должны преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

    Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

    Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

    Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами.

    • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
    • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
    • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
    • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

    Долги и кредиты

    Знания о деньгах могут помочь Вашему ребенку избежать некоторых из самых крупных финансовых ошибок, которые люди совершают. Может, Вы и сами прошли через часть из этих ошибок?

    Я говорю о долгах и кредитах, а точнее о глубокой задолженности и банкротстве. Вот некоторые статистические данные, которые стоит учитывать:

    Каждый год в России становятся неплатежеспособными более двух миллионов человек.

    В среднем каждая семья имеет по крайней мере одну кредитную карту или кредит. Средняя сумма задолженности на семью приходится на уровень в 400000 рублей.

    Научите Вашего ребенка с детства управлять деньгами, и они смогут избежать этих несчастных ситуаций. Поверьте, он не хочет знать, что такое стресс от наличия огромного долга за спиной.

    Такие ситуации, чаще всего, случаются из-за недостаточного финансового планирования, перерасхода средств и отсутствия знаний, как сохранять деньги для будущего. Всему этому Вы можете научить Вашего ребенка прямо сейчас. Не важно, шесть ему лет или шестнадцать, никогда не бывает слишком рано или поздно, чтобы начать учиться финансам.

    Мы подошли к следующей теме, которую я хотел затронуть. Когда можно начинать обучать ребенка финансовой грамотности и как это делать?

    Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

    Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

    Приведу Вам в качестве примера несколько концепций, чему можно учить ребенка в разном возрасте.

    До школы.

    В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и заем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

    В начальной школе.

    В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

    В средней школе.

    В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

    Высшая школа.

    К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

    После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

    Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка деньгам, экономии и инвестированию. Ниже хочу еще затронуть тему о возможностях, которые дает нам повседневная жизнь, чтобы учить детей финансовой грамотности. Нужные моменты случаются постоянно, Вам нужно научиться их распознавать.

    Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

    Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор. Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

    Когда он получает подарок.

    Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним о экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

    Когда Вы пользуетесь банкоматом.

    Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

    В магазине.

    Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

    Оплата счетов и квитанций.

    Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

    Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.

    Начинайте учить своих детей деньгам и финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

    А как Вы разговариваете со своими детьми о деньгах? Поделитесь в комментариях к статье своим опытом обучения детей финансовой грамотности.


    • В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

    • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

    • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

    • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

    • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

    • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка.

    1. Деньги - это ответственность

    Речь идет о формировании отношения детей к деньгам. Это весьма важная часть и общего процесса воспитания ребенка.

    Сначала родители учат ребёнка быть ответственным к себе, своей жизни, своим поступкам, окружающему миру.

    А потом придёт ответственное отношение к деньгам. Ключевой категорией здесь должна быть «ответственность».

    2. Деньги не должны разъединять

    Главное в воспитании у ребенка правильного отношения к деньгам - деньги не должны разъединять вас.

    3. В семье должны быть установлены универсальные правила обращения с деньгами

    Можно определить универсальные правила, работающие для всех семей. Но, в конечном счете, введение ребенка в сложный мир денежных отношений индивидуально и во многом зависит от общей среды, традиций, которые есть в семье: семейного духа, уровня достатка, среды обитания. Всё это не всегда тиражируется на другие условия.

    4. Ориентируйтесь на свою семью, а не на соседскую

    Важно гибко реагировать на факторы извне. Надо критически относиться к тому, что происходит в детском саду, школе, среднем и высшем учебном заведениях. К тому, что пишут СМИ, к мнению друзей, которые привносят в финансовую культуру вашей семьи информацию о том, как финансовое образование ведётся «у Петровых».

    5. Воспитание у детей правильного отношения к деньгам должно быть основано на чётких правилах

    Мы в своей книжке-раскраске «Дети и деньги» предложили родителям 15 ключевых правил - информационных тезисов, которые могут стать основой формирования такого отношения к деньгам.

    6. Родитель - это всегда пример для ребёнка

    В деле финансового воспитания приветствуется согласованная «политика» всех родственников. Первостепенное значение имеет личный пример родителей, авторитетных для детей друзей семьи.

    Бережное и разумное отношение к деньгам - это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей.

    А если вы регулярно становитесь жертвой финансовых мошенников, не возвращаете долг соседу, громко обсуждаете с супругой/супругом проблемы, связанные с распределением семейного бюджета, то не ожидайте, что ваши дети будут поступать иначе…

    Помните, что начинать надо с себя. Вы - образец для подражания у ребёнка, так что следите за вашим финансовым поведением.

    7 правил обучения финансовой грамотности

    Знакомить ребёнка с деньгами нужно тогда, когда он начинает проявлять к ним интерес

    Родители сами почувствуют, когда придёт время для уроков финансовой грамотности. Важно не навязывать эти разговоры, ребенок сам должен проявить интерес. Тема денег должна войти в его жизнь плавно, не агрессивно и навязчиво.

    Родителям важно подходить к разговору подготовленными

    Прежде чем начать знакомить ребенка с миром обращения финансов, следовало бы подготовиться и разобраться в ответах на такие вопросы: что такое деньги? какую роль они играют в жизни людей? какие бывают деньги? какие правила отношения и обращения к деньгам вы хотите привить своему ребенку? каких ошибок в отношении денег ему следует избегать? Вместе с нашей книжкой-раскраской мы предлагаем сборник пословиц и поговорок о деньгах.

    Многие психологи и специалисты в области финансового просвещения советуют начинать знакомство ребенка с деньгами с разговора об отличии мелких монеток, потом переходить к купюрам.

    Учите ребёнка ценить деньги

    Чтобы ребёнок понимал, что деньги берутся не из воздуха, создавайте в своей семье традиции такого отношения к деньгам и живите сами по этим правилам. Будьте авторитетом для своего ребенка. Это самое важное и эффективное, что вы можете сделать для своего чада.

    Приобщайте ребёнка к планированию семейного бюджета

    Это лучше делать тогда, когда ребенок будет готов к этому. Как только у него появляются карманные деньги, следует помогать ему планировать его расходы.

    Давайте ребёнку карманные деньги

    Это очень важный вопрос. Карманные деньги - первый шаг к формированию самостоятельного и осознанного отношения ребенка к деньгам и их распоряжению. Начните с определения для себя и своего ребенка, что такое карманные деньги. На мой взгляд,

    карманные деньги - это возможность для ребёнка научиться осознанно управлять своими деньгами до того момента, как он сам начнёт их зарабатывать.

    Ни в коем случае не платите за домашнюю работу

    Если платить ребёнку за домашнюю работу, он будет рассматривать её как труд, который он будет делать только за деньги, а не как зону своей ответственности - чистоту и порядок в среде своего обитания.

    Это его вклад в общее дело. Жены не платят деньги мужьям за ремонт стула, а мужья женам - за уборку спальни. Исключение - случаи, когда вы нанимаете профессионалов для наведения порядка в доме, а ваш ребенок сделает это за полцены (но тут уж за качеством приходится следить вам и довольствоваться тем, что получится).

    Фото: Legion-Media.ru, pixabay.com.

    Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

    Эти загадочные расходы.

    Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

    Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

    Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

    Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

    На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

    Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

    Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

    На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

    Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

    Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

    Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

    Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

    Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

    Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.