Войти
Женский портал
  • Что значит быть женщиной
  • Как найти на небе шесть ярчайших звезд лета?
  • Как правильно сделать красивое селфи со смартфона
  • Цитаты про зависть Высказывания о зависти людей
  • Реально эффективные способы похудения для женщин в домашних условиях Как побыстрее похудеть на 10 кг
  • Список спиртных напитков мира Национальные безалкогольные напитки стран мира
  • Родителям первоклассников. консультация (1 класс) на тему. Родителям первоклассников: ТОП вопросов первого года обучения в школе Несколько правил для родителей

    Родителям первоклассников. консультация (1 класс) на тему. Родителям первоклассников: ТОП вопросов первого года обучения в школе Несколько правил для родителей

    Здравствуйте, друзья! Прошло уже 2 недели сентября. А это значит, что для кого-то это время было наполнено новыми впечатлениями, событиями и новостями. Я говорю о первоклассниках, о тех малышах, которые совсем недавно в первый раз переступили пороги наших школ. Родителям первоклассников эти 2 недели тоже доставили хлопот. Ведь хочется сделать все, чтобы ребенок сумел быстро адаптироваться в школе, найти себе новых друзей и главное, чтобы ему понравилось учиться. Мы подобрали ТОП вопросов первого года обучения и постарались дать на них развернутые ответы. Надеемся, эти рекомендации будут полезны родителям первоклассников. Готовы? Приступаем!

    1. Лучший возраст для первоклассника – когда идти учиться?

    Сейчас модно отдавать ребенка в школу не в 7, а в 6 или 5 лет, но ученые не советуют начинать обучение раньше 6, 5 — 7 лет. Только к этому возрасту, ребенок достаточно развит физически и умственно для обучения в школе.

    2. Как правильно выбрать школу?

    Самое главное, что могут сделать родители для успехов своего ребенка в будущем, — это выбрать хорошую школу, где будет учиться ваш первоклассник. От этого выбора будет зависеть очень многое: не только объем и качество полученных знаний, но и умение адаптироваться в жизни, справляться с проблемами и общаться со сверстниками. Сегодня можно выбирать любую школу по своему желанию. Воспользуйтесь этим преимуществом, посетите несколько школ, поинтересуйтесь программой обучения, особенностями преподавания. Выбирая школу, стоит отдать предпочтение близко расположенным учреждениям: ребенку будет трудно каждый день, в любую погоду, ездить на другой конец города, а в младших классах, это просто не безопасно.


    3. Адаптация первоклассника, с чего начать?

    Чтобы помочь ребенку справиться с первыми днями в школе и привыкнуть к школьному распорядку, постарайтесь четко организовать его день. Родителям первоклассников стоит запомнить раз и навсегда: нельзя подгонять ребенка! У каждого человека есть свой «внутренний» ритм. Если все время подгонять малыша, это приведет к излишней нервозности, заниженной самооценке, неуверенности в собственных силах и, как следствие, к снижению, успеваемости. Лучше разбудите первоклашку и сами встаньте на 1 час раньше, но спокойно подготовьтесь и не нервничайте. Собирайте ребенка в школу с радостью, тогда и он пойдет туда в хорошем настроении. После уроков обязательно расспросите ребенка, как все прошло, что он узнал нового, с кем подружился, проявите интерес к школьным делам.

    4. Рабочее место первоклассника – как правильно организовать его?

    Правильно организованное рабочее место должно не только помочь первокласснику сосредоточится на уроках, но и обеспечить профилактику сколиоза, близорукости и других детских заболеваний. Самое лучшее – это собственный письменный стол или парта, с регулируемым по высоте стулом. Стол обязательно должен быть хорошо освещен, лучше всего с помощью настольной лампы, расположенной слева от ребенка (если ребенок правша). Рядом – шкаф или полочка для школьных принадлежностей. Если нет возможности организовать отдельное место, выделите для ребенка постоянное место в общей комнате. Но не включайте телевизор или музыку, старайтесь не разговаривать громко, когда он делает уроки.

    5. Режим дня, что полезно для первоклассника?

    После школы малыш должен отдохнуть несколько часов, лучше всего будет посвятить это время прогулке или играм на свежем воздухе. К домашнему заданию рекомендуется приступать в послеобеденное время, делая перерывы каждые 15-20 минут.

    6. Не такой как все: стоит ли переучивать левшу?

    Ни в коем случае нельзя пытаться переучить левшу! Это может стать причиной психоневрологических нарушений, стрессов и возникновения комплексов у ребенка. У нас есть подробная статья о том, как распознать, что ребенок левша. В ней же даны некоторые рекомендации, как помочь такому малышу. Почитайте обязательно, если у вас растет левша, вот ссылка.

    7. Какие трудности ждут «домашнего» ребенка?

    Если ребенок не посещал детский коллектив, но умеет находить общий язык со сверстниками и знания первоклассника соответствуют уровню знаний других детей, то проблемы могут быть только с соблюдением режима. Чтобы избежать этого, можно перед школой начать посещать занятия в детских центрах развития или в каких-либо кружках.

    8. Ребенок берет в школу игрушки – как быть?

    Если он не играет с ними на уроках, повода для беспокойства нет. Первоклассник – это еще очень маленький ребенок, и игрушка поможет ему чувствовать себя спокойнее и наладить контакт со сверстниками.

    9. Кружки и секции – стоит ли их посещать первокласснику?

    В первые учебные месяцы, когда идет адаптация к учебному процессу, не стоит дополнительно нагружать ребенка. Дети не в состоянии оценить свои силы и возможности, и родителям первоклассника стоит помнить об этом.

    10. Как ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе и найти друзей?

    Чем быстрее первоклассник привыкнет к школе и найдет друзей, тем с большим удовольствием он будет посещать школу и заниматься. Чтобы помочь ему в этом, проявляйте больше внимания: ежедневно беседуйте его о школьных делах, об одноклассниках, поспрашивайте, с кем он общался. Некоторые дети быстро привыкают к новой обстановке и легко заводят друзей, другим требуется больше времени на адаптацию. Не торопите ребенка, просто уделяйте внимание волнующим его вопросам. Не стоит пытаться навязывать ребенку друзей, даже если они кажутся вам симпатичными или вы хорошо знаете их родителей. Пусть он сам сделает выбор и подружится с тем, кто ему нравится.

    11. Как помочь застенчивому ребенку?

    Вдохновите его своим примером. Доброжелательные открытые отношения с окружающими помогут преодолеть застенчивость. А сблизиться и подружиться помогут совместные усилия по подготовке различных мероприятий и праздников, например, ко дню «посвящение в первоклассники».

    Итак, родителям первоклассников стоит помнить главное: чтобы всегда быть в курсе событий, волнующих вашего ребенка, нужно с самого раннего детства выстраивать уважительные отношения, основанные на доверии. Тогда ваш ребенок сам расскажет вам обо всем происходящем в его жизни и попросит вашего совета.

    первоклассника

    1. Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
    2. Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
    3. Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решае те, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, по верьте, важнее школьного расписания.
    4. Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка го раздо большее значение, чем раньше.
    5. Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка пе ред сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя рав ным другим, хотя бы в первом классе.
    6. Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
    7. Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте ува жение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
    8. На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в дви жении.
    9. Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
    10. Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздо роваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте пока чаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседс ких детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
    11. И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
    12. И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не загля дывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
    13. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возмож ности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

    Справочные материалы для родителей первоклассников

    1. Расписание звонков

    1 урок 8 00 –8 45

    2 урок 8 50 –9 35

    З урок 9 45 –10 30

    4 урок 10 40 –11 2 5

    5 урок 11 35 –12 2 0

    2. «Школьный портфель»

    Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Вам предлагается перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:

    Обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);

    Тетрадь 48 листов;

    Пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, ластик, карандаши: синий, красный, зеленый;

    Точилка;

    Деревянная линейка длиной 25–30 см;

    Набор цветных карандашей (12 цветов);

    Перечень необходимых предметов для уроков декоративного
    и прикладного искусства

    Для рисования:

    Акварель (гуашь);

    Кисти (№ 3, № 5–7) - «белка», «пони»;

    Палитра (небольшой лист);

    Баночка для воды;

    Тряпка;

    Клеенка;

    Альбомные листы (формат А–4);

    Для работы по труду

    1. цветная бумага;
    2. цветной картон;
    3. ножницы с тупыми краями;
    4. клей ПВА;
    5. клеящий карандаш;
    6. линейка;
    7. простой карандаш;
    8. кусочки ткани (размером с тетрадный лист)
    9. иголка с большим ушком в игольнице
    10. пуговицы
    11. природный материал
    12. пластилин
    13. дощечка для лепки
    14. тряпочка для рук

    В случаях пропусков занятий детьми (по болезни или по семейным обстоятельствам) мы просим вас оповестить об этом классного руководителя, используя предложенные формы заявлений.

    Форма № 1

    Директору ______________

    _______________________

    от _____________________

    Заявление

    В связи со сложившимися семейными обстоятельствами прошу освободить от учебных занятий моего ребенка ____________________________________________________________

    ученика (цу) ______ класса с ____________ по __________________________ г.

    Подпись:

    «________________» _______ г.

    ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

    ПЕРВОКЛАССНИКИ

    Материал для проведения родительского собрания
    в первом классе в начале учебного года

    Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
    В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

    Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
    Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

    Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу.

    Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий
    и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

    В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

    НОВЫЕ ПРАВИЛА

    Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
    Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

    Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

    Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

    ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ

    Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

    Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
    По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

    Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
    Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.


    Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

    У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

    Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

    Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

    Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

    Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
    Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
    Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
    Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

    Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

    ПАМЯТКА

    РОДИТЕЛЯМ

    ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
    7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Советы родителям первоклассников

    Правило №!

    Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

    Правило №2

    Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

    Правило №3

    Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

    Правило №4

    Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

    Несколько коротких правил

    1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

    2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

    3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

    4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

    5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

    6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

    7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

    8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

    9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

    10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

    11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

    12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

    13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

    Экипировка будущего первоклассника


    Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – как экипировать своего ребёнка.

    Гигиенисты правильно считают, что детской одежде следует быть лёгкой, мягкой, рационально сконструированной.

    Самочувствие ребёнка в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно первый слой, контактирующий с кожным покровом. Лучшие ткани для изготовления детского белья – хлопчатобумажные. Возможны также натуральный шёлк и шерсть, а из синтетики – вискоза. Изделия из нейлона, капрона и других искусственных волокон желательно исключить.

    Не менее важно правильно подобрать обувь ребёнку. Стопа ребёнка, образованная хрящами, может легко деформироваться, поэтому обувь не должна её сжимать, нарушая крово- и лимфообращение, препятствуя естественному росту ноги. Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы – в носочной части, перед пальцами необходим припуск в 10 мм. Важное значение для правильного развития и роста ноги имеет подошва. Небольшой каблук обязателен. Его высота для дошкольников составляет 5-10 мм, для школьников 8-12 лет – не менее 20 мм.

    Не последнее место в экипировке будущего первоклассника занимает вопрос о том, в чём носить школьные принадлежности. Что выбрать: портфель, сумку с плечевым ремнём или ранец? Наш совет – ранец или модный у детей и подростков рюкзачок. Ранец или рюкзачок на спине позволяет равномерно распределять нагрузку, освобождает руки. Выбирая покупку, обращайте внимание не только на красоту и яркость. Лучше выбрать лёгкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием ранец (рюкзак). Подкладка должна быть из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка была плотной, хорошо прилегающей к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина их не должна быть менее 3,5-4 см.


    Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

    1.Умение правильно произносить все звуки речи различать их на слух.

    2.Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.

    3.Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные.

    4.Умение отвечать на вопросы и задавать их.

    5.Умение составлять рассказы (по плану, предложенному взрослыми).

    6.Умение находить лишний предмет, дать ответ, почему он лишний.

    7. Уметь правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях (в, на, по, под, за, у, без, до, для, из, к, над, с, из-за, из-под и др.).

    8. Иметь представление о сезонных явлениях природы.

    9. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.).

    10. Знать домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

    Уважаемые родители!


    Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.

    МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

    1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыплёнок?
    2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
    3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
    4. Чётко выговаривать своё имя?
    5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
    6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
    7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
    8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
    9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
    10. Слушать и следовать полученным указаниям?
    11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
    12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
    13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
    14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
    15. Ладить с другими людьми?

    НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА

    К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:


    1. Мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
    2. Умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
    3. Причёсываться (своей расчёской);
    4. Мыть ноги перед сном тёплой водой;
    5. Утром и вечером чистить зубы;
    6. При приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
    7. Пользоваться носовым платком;
    8. Быстро одеться, раздеться, убрать постель;
    9. Содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
    10. Содержать в чистоте и порядке одежду и обувь;
    11. При входе в помещение вытирать обувь;
    12. Переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
    13. При необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

    РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЗАМЕТКУ

    Обычно до поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что с первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2 и 10 и 20 сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых.

    Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация (привыкание к новым условиям) ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный, в котором принимают участие все участники педагогического процесса (учителя, родители, ребенок).

    В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению материала.

    В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Поэтому нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием.

    Учебная деятельность способствует развитию воли . В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах.

    Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления , которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.

    В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками. Причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить.

    Родители должны постоянно тренировать движение пальцев рук ребенка, чтобы тот учился хорошо и правильно говорить. С другой стороны, тренируя пальчики своего ребенка, вы тем самым облегчаете овладением письмом . В начальный период обучения дети встречаются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей возникает неудовлетворение, а у родителей огорчении. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму. Какие обычно у детей возникают проблемы с моторикой пальцев? Слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Зрительные, и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и в воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках. Каждый родитель имеет возможность оценить тонкую моторику своего ребенка и потренировать ее, если обратит внимание на то, как рисует ребенок.

    Для того, чтобы развивать пальцы ребенка, родителям настоятельно рекомендуется проводить и разучивать с детьми:

    1. игры с пальчиками;
    2. пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
    3. пальчиковые игры со скороговорками;
    4. пальчиковые игры со стихами;
    5. физкультминутка, пальчиковую гимнастику;
    6. пальчиковый алфавит;
    7. пальчиковый театр;
    8. театр теней.

    Также необходимо:

    1 рисовать красками различными способами: кистью, пальцем, свечей, зубной щеткой;

    2 лепить с использованием природного материала;

    3 делать аппликации;

    4 конструировать из бумаги (искусство оригами).

    Для того, чтобы развить графическую моторику рук, рекомендуется:

    1 рисование по трафаретам;

    2 рисование по фигурным линейкам;

    3 штриховка;

    4 работа в тетрадях, выполнение графических упражнений .

    Таким образом, при поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение взрослых к ребенку. Именно поэтому самым близким человеком, который способен помочь ребенку в этот кризисный период является – родитель. Родителям необходимо в этот период быть особенно внимательными и оказывать ребенку психологическую и педагогическую поддержку.


    Родителям первоклассников

    С пониманием относитесь к тому, что вашего ребёнка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Хорошо, если ребёнок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойные, ровные отношения помогут ребёнку справиться со всеми трудностями.

    Правила для родителей

    • Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 15 – 20 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 15 -20 минут необходимо прерываться и давать ребёнку физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
    • Организуйте ребёнку рабочее место. Садитесь за уроки в одно и тоже время. Находитесь рядом с ребёнком во время приготовления им уроков с целью контроля, чтобы не отвлекался. Не ругайте за исправления – это первая форма самоконтроля.

    Проявления напряжения, нарушения адаптации.

    · Прогрессивное понижение успешности работы (ослабление внимания, рассеянность).

    · Снижение фона настроения.

    · Повышенная плаксивость, обидчивость, придирчивость.

    · Плохой сон (спит беспокойно, вздрагивает во сне, всхлипывает, просыпается по ночам, долго не может заснуть вечером, хотя хочет спать).

    · Появление тревожности или страхов.

    · Двигательное беспокойство (всё время что-то крутит в руках - мелкие предметы, одежду, прядь волос, и т.п.; не может усидеть на месте).

    · Часто моргает, подёргивает головой, плечами (различные навязчивые движения).

    · Энурез.

    · Грызёт ногти, сосёт пальцы, губы.

    · Снижен аппетит.

    · Бледность, потеря веса.

    · Жалобы на различные боли (в животе, в ногах) особенно утром перед уроками.

    · Нежелание начинать занятия под различными благовидными предлогами.

    В начале школьного обучения дети испытывают большое психологическое напряжение, которое в обычных случаях разряжается через двигательную активность. Ситуация школьного обучения не позволяет нервной системе разрядиться с помощью активных движений, ребенок вынужден долгое время находиться в ситуации ограничения движений. Состояние неподвижности является неестественным для детей шести-семи лет и вызывает у них статическое напряжение

    Любое наше состояние тем или иным образом проявляется на телесном уровне. Чаще всего напряжение, в котором находятся дети в первые недели учёбы, «переходит» в мышечные зажимы. Ребёнку крайне трудно управлять напряжёнными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное и эмоциональное, можно научит их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

    Дыхательное упражнение

    Попросите ребенка свободно положить руки на колени, и закрыть глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала ему сосредоточиться. Попросите думать только о своем дыхании. При выполнении дыхательного упражнения необходимо дышать через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты). При дыхании предложите обратить внимание, ощутить, что «вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый».

    Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию . Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

    Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

    «Ты нежишься на пушистом облачке, которое мягко обволакивает твое тело».

    «Ты лежишь на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышишь легкий шум волн и ощущаешь свет и тепло солнечных лучей».

    Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие.

    Для эмоциональной разрядки детей хорошо использовать работу с красками и любые виды продуктивной деятельности, приносящие ребёнку удовольствие (глина, пластилин, бумага и т.п.).

    Что можно делать дома для снятия статического и психоэмоционального напряжения .

    Дайте возможность ребёнку повзаимодействовать с водой. Вы можете предложить ему помыть посуду, игрушки, постирать носочки. Налить воду в тазик и пускать кораблики, попереливать воду из ёмкости в ёмкость. Предложить ребёнку принять душ или полежать в ванне.

    Совместные, детско-родительские игры .

    • «Бумажные бои»

    Взять листы серой бумаги и смять их в комки, типа снежков. Разделить комнату на две части креслом или стульями и закидывать друг друга бумажными комками.

    • «Кричалки»

    Выбираете любое слово и кричите, кто кого перекричит.

    • «Догонялки - обнималки»

    Родители и дети по очереди гоняются друг за другом со словами: «Догоню - заобнимаю». Догнав – крепко обнимает.

    Полезные игрушки . Дартс, боксёрская груша, пластилин, глина, краски.

    Материнский массаж. Укладывая ребёнка спать, проведите с ним 10 - 15 мин, поглаживая его спинку, ручки, ножки. Особое внимание уделите икрам ног. Материнский массаж хорошо сочетается с рассказыванием медитативных сказок.

    Желаем вам успеха


    Остаются считанные дни до заветного 1-го сентября, и многие родители первоклассников с нетерпением и ужасом ждут этого дня. «Как к нему будут относиться одноклассники? А вдруг классная учительница не такая уж классная? Достаточно ли канцелярских товаров мы купили? А вдруг? А где? А как?»

    Убедительно просим вас успокоиться, выдохнуть и прислушаться к паре полезных советов о том, как безболезненно прожить первый учебный год.

    1. Будьте спокойны и не паникуйте

    Даже если вы забыли купить цветы, погладить форму, порвали рюкзак или проспали. Не нервничайте и, что немаловажно, не срывайтесь на ребенке. Для него это еще больший стресс, чем для вас. Помните об этом.

    1. После учебного дня спрашивайте, как у него дела и что было нового

    Кроме того, что ребенок повторит изученный материал, он будет знать, что для вас значимо все, что с ним происходит, и что вы всегда готовы его выслушать.

    1. Не критикуйте своего ребенка

    Рано или поздно ребенок научится быстро читать, правильно считать и аккуратно писать. Испачканные тетрадки забудутся, а детские обиды — нет.

    1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

    Каждый человек, пусть даже маленький, имеет свой темперамент, характер и способности к обучению. Критика испортит ваши отношение, подорвет доверие малыша, и о желании учиться сразу же можно будет забыть.

    1. Приглашайте одноклассников в гости

    Нет, не всей толпой сразу. Можно обойтись двумя-тремя детьми, с которыми ваш ребенок нашел общий язык. Для ребенка важны дружеские связи. Да и уроки делать вместе куда интереснее.

    1. Соблюдайте режим дня

    Если все лето вы его не соблюдали, самое время начать. Только не замахивайтесь на большую разницу — если вы вставали в 9 и ложились в 11, вряд ли вам удастся уснуть в 9 и проснуться в 7 утра.

    1. Не торопите ребенка с решением или ответом

    При выполнении домашнего задания не надо торопить ребенка и сразу же выдавать ему правильный ответ. Дождитесь, пока он сам решит задачу и скажет вам ответ.

    1. Пользуйтесь зеленой ручкой

    Если вы делаете домашнее задание на черновиках или занимаетесь с ребенком дополнительно, то при проверке ответов используйте не красную (=негативную) ручку, которая акцентирует внимание на ошибках, а зеленую, которой выделяют верные ответы и красивые буквы.

    1. Будьте терпеливы

    Если ребенок проявляет агрессию, не принимайте никаких мер, пока не разберетесь в чем ее причина.

    1. Держите связь с классным руководителем

    Не обязательно состоять в каком-нибудь родительском совете и быть родителем-активистом. Достаточно быть в хороших отношениях с классруком и периодически узнавать, как обстоят дела у ребенка. Конечно же, без фанатизма.

    Олеся Маевская

    Первый класс - испытание для ребенка и для родителя. Лучше, если малышу на момент поступления в школу уже есть 7 лет. Он более готов к обучению, созрел для того, чтобы сидеть за партой и воспринимать материал, а не мечтать об играх, лучше мотивирован... Первые две недели малыш очень устает - новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка...

    Семейный психолог Светлана Ройз дает немало советов и в своих книгах, и на своей странице в Facebok.

    Мы предлагаем 11 хороших советов для родителей, дети которых идут в школу в этом году. Итак, как облегчить жизнь первоклассникам и их родителям?

    1. Заботьтесь о том, чтобы малыш мог вЫбегаться после школы или просто высыпаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально. Давайте поддержку, телесные и эмоциональные поглаживания (массаж, приятные слова, похвала, уверенность, что все получится, обимашки).

    2. Доли мозга, которые отвечают за "удержание ребенка в одной позе" (например, за партой со сложенными ручками), включаются в работу после 7 лет. Но и потом малыши не могут быть долго усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, для того, чтобы давать детям возможность разрядки, хотя бы вы дома не ругайте их за состояние "волчка". Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и катаются на велосипеде...

    3. Также только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы и подчиняться ее правилам, ощущать себя частью группы (мы - ученики, одноклассники, дети). Это еще один аргумент в пользу семилетнего школьного старта. Поэтому немало деток не реагируют, пока к ним лично не обратятся:
    - Машенька (Пашенька), открой тетрадь.

    Хорошо, если учитель это знает, и хорошо, если есть кому ему об этом напомнить.

    А родителям важно дома играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации и запоминать фразу: "Діти, розгорніть, будь ласка, зошити (підручники, щоденики)!"

    4. Если ребенок - единственный ребенок в семье, если он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он будет сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию). С таким малюткой нужно чаще играть в контактные-телесные игры: бороться, тискаться, драться подушками, лепить друг из друга колобков или собственные тела (пальчики, стопочки, голени... ушки и носик тоже). Такие игры позволяют малышам вернуться в свои границы, почувствовать тело, уменьшить напряжение и потренировать тело для контактов.

    5. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин - ребенок может ее бояться.

    Ребенку важно говорить - учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали.

    И дома важно играть в шумелки, рычалки и в кричалки. Весело даже просто полаять друг на друга. Хорошая игра даже для взрослых.

    6. Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию - в первые недели сентября устройте встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашайте потенциальных друзей в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.

    7. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее "оторвать от себя". Это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это - синдром понедельника. После близости с родителями сложно идти в чужую среду. В утро понедельника - встаем пораньше, даем время для обнимашек, замедляем темп сбора в школу, расстаемся, обнимаясь и "надувая друг-друга любовью, как воздушные шарики). И давайте с собой школьнику даем частичку себя - мамин браслет, значок, кулон платок с ароматом духов...

    8. В школе делаем коллаж из фотографий мордашек деток (хорошо, если вы как можно раньше, можно сфотографировать всех на первом уроке и сразу же сделать такое семейное фото). Когда ребенок приходит в класс и видит себя среди других, он сразу чувствует, что у него есть место и он свой. Можно просто обрисовать ладошки на ватманах, подписать внутри каждой имена и развесить на стенах...

    9. Вы должны точно понимать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если малыш трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации...

    10. Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать " " придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии. Это такая прививка. После нее не так хочется обижаться на обзывалки.

    11. Для деток- негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, ну и вообще для всех - после школы задаем вопрос: "Что было хорошего?". Если ребенку сложно - вначале начинают говорить взрослые.

    Конечно, нужно затем поговорить о плохом. Особенно если вы заметили, что малыш стал слишком раздражительным или вялым, что играет в "кричащего учителя" или "наказанного ученика". Малыш должен понимать, что дома может рассказать все на свете и получить поддержку.

    Наш консультант -
    семейный психолог Светлана Ройз