Войти
Женский портал
  • Что значит быть женщиной
  • Как найти на небе шесть ярчайших звезд лета?
  • Как правильно сделать красивое селфи со смартфона
  • Цитаты про зависть Высказывания о зависти людей
  • Реально эффективные способы похудения для женщин в домашних условиях Как побыстрее похудеть на 10 кг
  • Список спиртных напитков мира Национальные безалкогольные напитки стран мира
  • Виды и причины отклонений в развитии у детей. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст - файл n1.doc Основные закономерности возрастного развития

    Виды и причины отклонений в развитии у детей. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст - файл n1.doc Основные закономерности возрастного развития

    Также Е. М. Мастюкова указывала, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи.

    Мастюкова Е. М. активно разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи. Е. М. Мастюкова всегда выделяла важное обстоятельство, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий.

    Елена Михайловна проявила себя и как опытный педагог: преподавала на факультете дефектологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (Все педагоги и психологи, которым посчастливилось слушать её лекции, считают себя её учениками). Под её руководством были защищены интересные кандидатские диссертации по широкому кругу проблем логопедии, специальной педагогики и психологии. Е. М. Мастюкова внесла большой вклад в развитие российской дефектологической науки, в создание коррекционной (лечебной) педагогики для детей с нарушениями психофизического развития.

    Елена Михайловна известна как автор многих монографий, учебных пособий и руководств для врачей, психологов, дефектологов и педагогов, а также пособий для родителей. Результаты её научной деятельности в области речевых нарушений легли в основу написанных ею глав в учебник логопедии под редакцией Л. С. Волковой, выдержавший несколько переизданий, других учебников по логопедии, соавтором которых она являлась. Проблема обучения, воспитания и лечения детей с церебральными параличами нашла свое отражение в многочисленных изданиях, в том числе в книге «Физическое воспитание ребёнка с церебральным параличом». Проблема помощи детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей, освещена в книге «Предупреждение и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме». Проблема особых форм отклонений в развитии, связанных с генетическими факторами, нашла отражение в книгах: «Они ждут нашей помощи», «Ребенок с отклонениями в развитии», учебном пособии «Основы генетики».

    Елена Михайловна как специалист по раннему и дошкольному детскому возрасту, одна из первых обратила внимание на необходимость ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребёнка. У неё имеется ряд методических разработок, представляющих систему ранней комплексной диагностики и клинико-психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста. Обобщением её многолетней консультативно-диагностической и лечебной деятельности в тесном контакте с логопедами и другими специалистами в области специальной педагогики и психологии является книга «Лечебная педагогика».

    Библиография

    • Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (1972, соавтор)
    • Преодоление задержки речевого развития у дошкольников (1973, соавтор)
    • Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни (1981, соавтор)
    • Нарушение речи у детей с церебральным параличом (1985, соавтор)
    • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (1989, соавтор)
    • Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» (1989, соавтор)
    • Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (1990, соавтор)
    • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1990, соавтор)
    • Педагогика здоровья (1990, соавтор)
    • Физическое воспитание детей с церебральным параличом (1991)
    • Они ждут нашей помощи (1991, соавтор)
    • Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие (1992, соавтор)
    • Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция (1992)
    • Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии (1997)
    • Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1998, соавтор)
    • Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии (2001, соавтор)
    • Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (2003, соавтор)
    • Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст (2003)
    • Справочник по психологии и психиатрии (2004, соавтор)
    • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (2006, соавтор)
    • Логопедия. Основы теории и практики (2011, соавтор)
    • Преодоление общего недоразвития речи у детей (2011, соавтор)

    Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

    В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

    Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

    Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

    Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с геноти-пическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

    Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

    Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

    : Ранняя диагностика и коррекция

    Москва, "Просвещение", 1992

    ББК 74.3 М32

    Рецензент методист я/с № 890 Хорошевского р-на Моск­вы Л. Т. Воробьева

    Мастюкова Е. М.

    М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.-95 с.: ил.-ISBN 5-09-004049-4.

    В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

    Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

    Книга предназначена дефектологам, психологам, воспитателям ано­мальных детей, будет интересна студентам дефектологических факуль­тетов, родителям.

    М 4310010000-339 ,бз_92(заказ по КБ-34-1991) ББК 74.3 103(03)-92

    ISBN 5-09-004049-4 @ Мастюкова Е. М., 1992

    Виды и причины отклонений в развитии у детей

    Причины отклонений в развитии

    Возрастные закономерности психомоторного развития детей в норме и патологии

    Основные закономерности возрастного развития

    Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

    Роль речи в психическом развитии ребенка

    Особенности отклонений в развитии детей раннего возраста

    Ранняя диагностика отклонений в развитии

    Основные методы и критерии медицинской диагностики

    Основные формы аномального психического развития

    Умственная отсталость

    Задержка психического развития

    Тяжелые нарушения речи

    Сенсорные и двигательные нарушения

    Нарушения общения

    Коррекционное воспитание детей с отклонениями в развитии

    Заключение

    Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обу­чения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

    Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психи­ческого развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждают­ся в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

    Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных меро­приятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

    Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают дви­гательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их край­не сложно.

    Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается свое­образием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различ­ных функций, а также компенсаторных и возрастных возможно­стей ребенка.

    Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нужда­ются также и в специальном лечении. Все это обусловливает не­обходимость ранней диагностики различных отклонений в психо­моторном развитии.

    При диагностике аномального развития мало только констати­ровать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, ко­торый отражал бы причину и механизм нарушения развития, опре­делял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психолого-педагогических консультаций и работники до­школьных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопро­сах диагностики различных форм аномального развития, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.

    Предлагаемая вниманию читателей книга - результат обобще­ния многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими откло­нения в развитии , а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только фор­мы аномального развития, но и такие заболевания центральной нервной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные де­фекты и отклонения психомоторного развития.

    Цель данной книги - показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономер­ности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.

    ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ

    ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

    Психомоторное развитие представляет собой сложный диалек­тический процесс, который характеризуется определенной после­довательностью и неравномерностью созревания отдельных функ­ций, качественным их преобразованием на новом возрастном эта­пе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

    В основе психомоторного развития лежит генетическая про­грамма, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факто­ров в этом отставании.

    Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психо­моторного развития ребенка.

    Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической рабо­ты с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значе­ние имеет знание причин и характера нарушений развития.

    Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же забо­леванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с раз­личными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколь­ко своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

    Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного факто­ра, который определяет специфику поражения или нарушения раз­вития психомоторных функций.

    Известно, что почти любое более или менее длительное небла­гоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявле­ния будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно име­ло место, его длительности, от наследственной структуры организ­ма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который прояв­ляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

    Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру ано­мального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновремен­ным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.

    При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Напри­мер, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблю­даться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь харак­тер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдает­ся их сочетание.

    Особенностью детского мозга является то, что даже его неболь­шое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребе­нок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппа­рата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

    Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет про­являться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышле­ния, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

    У детей с недостатками слуха нарушается развитие понима­ния обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруд­нения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он мо­жет повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

    Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

    Большую роль в возникновении вторичных отклонений в раз­витии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психи­ческая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверст­никами, отличается личностной и эмоционально-волевой незре­лостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружаю­щих.

    Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выра­женные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклоне­ний у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пре­бывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто фор­мируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний;

    они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

    Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психоло­го-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

    ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

    Возникновение аномалий развития связано с действием как раз­нообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

    В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефек­тов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

    Современные достижения клинической, молекулярной, биохи­мической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей - хромосомы - передается информация о при­знаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функ­циональные единицы наследственности, которые носят название генов.

    При хромосомных болезнях с помощью специальных цитоло­гических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обуславливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромо­сомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отли­чаются сложным или осложненным дефектом. При этом в полови­не случаев имеет место умственная отсталость, которая часто со­четается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппа­рата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затраги­вающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетаю­щихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

    Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромо­сомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабиль­ны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

    Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосо­мы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при на­личии изменений в нескольких локусах хромосом - о полиген­ных формах аномального развития. В последнем случае патоло­гия развития обычно является следствием сложного взаимодей­ствия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

    В связи с большим разнообразием наследственных заболева­ний ЦНС, обуславливающих аномалии развития, их дифферен­циальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходи­мо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

    Наряду с наследственной патологией нарушения психомотор­ного развития могут возникать в результате воздействия на раз­вивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факто­ров окружающей среды. Это - инфекции, интоксикации, трав­мы и т. п.

    В зависимости от времени воздействия этих факторов выде­ляют внутриутробную, или пренатальную, патологию (воздейст­вие в период внутриутробного развития); натальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные воз­действия после рождения).

    В настоящее время установлено, что внутриутробная пато­логия часто сопровождается повреждением нервной системы ре­бенка в родах. Это сочетание в современной медицинской лите­ратуре обозначается термином перинатальная энцефалопатия. При­чиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внут­риутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.

    Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношен­ных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

    Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при кли­нической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Уста­новлена определенная зависимость между длительностью клини­ческой смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смер­ти более 7-10 минут часто возникают малообратимые измене­ния со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского це­ребрального паралича, речевых расстройств, нарушений умствен­ного развития.

    Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального раз­вития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недо­развитием мозга ребенка.

    Среди причин, обуславливающих отклонения в психомотор­ном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.

    Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное для цент­ральной нервной системы вещество - непрямой билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к наруше­ниям слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведе­ния. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопатия.

    При преимущественно внутриутробных поражениях мозга воз­никают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слу­ха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые час­то наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирус­ных, заболеваниях беременной женщины . Наиболее тяжелое по­ражение плода возникает при заболевании матери в первом три­местре беременности.

    Частота поражения плода при различных вирусных заболева­ниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Пораже­ние плода также может быть и при заболевании беременной жен­щины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.

    У женщин, перенесших во время беременности краснуху, осо­бенно в период эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев, от­мечается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно-сосу­дистой системы, иначе говоря у младенцев этих женщин имеет место так называемая рубеолярная эмбриопатия.

    Внутриутробная патология имеет место при наличии у беремен­ной женщины скрытых (латентных) хронических инфекций, осо­бенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Пора­жение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умст­венной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, эпилептическими припадками и др.

    Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины.

    Внутриутробные интоксикации могут возникать при примене­нии матерью во время беременности лекарственных средств. До­казано, что большинство лекарственных препаратов проходит че­рез плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему пло­да. К таким препаратам относятся нейролептические, снотвор­ные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты и, в частности, аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, приме­няемые при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различные гор­мональные препараты и даже большие дозы витаминов, препа­рата кальция. Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.

    Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алко­голя, наркотических средств, а также курение.

    Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характером влияния алкого­ля на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в пер­вом триместре беременности, особенно в первые недели после за­чатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приво­дит к грубым порокам развития нервной системы плода. Алко­голизация плода на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения в его нервной и костной системах, а так­же в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода во внутриутробном периоде получили название алкогольного синдрома плода. При алкоголь­ном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного раз­вития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении че­репа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врож­денными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны центральной нервной системы.

    Установлено, что хронический алкоголизм матери, как прави­ло, сочетается со систематическим курением, более частым упо­треблением наркотиков и лекарственных препаратов с наркоти­ческим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно вы­раженные отклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями поведения и часто судорожными припадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физической ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

    Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказы­вают различные нарушения обмена веществ у беременной женщи­ны, чаще всего возникающие при поздних токсикозах беременно­сти, особенно при нефропатии.

    Отрицательное воздействие на развитие плода оказывают так­же такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни обмена веществ, например фенилкетонурия.

    Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы и в первую очередь ионизирующая радиа­ция, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др. Кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода, эти факторы имеют мутагенное влияние, т. е. повреждают поло­вые клетки родителей и приводят к генетическим заболеваниям.

    Нарушения психомоторного развития возникают и под влияни­ем различных неблагоприятных факторов после рождения. В этих случаях отмечаются постнатальные отклонения в развитии, имею­щие органическую или функциональную природу.

    К причинам органического характера относятся прежде всего различные нейроинфекции - энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условиях может развивать­ся гидроцефалия с повышением внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора-гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии - способствуют атрофии участков мозга, что приводит к различным отклонениям в психо­моторном развитии, которые проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме то­го, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.

    Черепно-мозговые травмы также могут вызывать органическое повреждение ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой трав­мы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь в виду, что при повреждении незре­лого мозга нет прямой корреляции между локализацией и тя­жестью поражения, с одной стороны, и отдаленными последствия­ми в аспекте нарушений психомоторного развития, с другой. Поэто­му при оценке роли экзогенно-органических факторов в возникно­вении отклонений в психомоторном развитии необходимо учиты­вать время, характер и локализацию повреждения, а также осо­бенности пластичности нервной системы ребенка, его наследствен­ную структуру, степень сформированности нервно-психических функций в момент повреждения мозга.

    Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Извест­но, что многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут обуславливать поражение нервной системы в результате нарушений обмена веществ и накопления токсиче­ских продуктов, неблагоприятно воздействующих на развивающие­ся нервные клетки. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

    Так, задержка психомоторного развития различной степени выраженности может наблюдаться у детей с нарушениями кишеч­ного всасывания (мальабсорбции). Нервно-психические отклоне­ния проявляются у них уже с первых месяцев жизни: они отличают­ся повышенной нервной возбудимостью, нарушениями сна, замед­ленным формированием положительных эмоциональных реакций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети отстают в умствен­ном и речевом развитии, у них с задержкой формируются все интегративные функции, в частности зрительно-моторная коорди­нация.

    К функциональным причинам, вызывающим отклонения психо­моторного развития, относятся социально-педагогическая запу­щенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоцио­нально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замед­ляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский неоднократно подчеркивав что процесс формирования психики ребенка опреде­ляется социальной ситуацией развития.

    Нарушения психомоторного развития имеют различную дина­мику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловлен­ными органическим поражением мозга, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленное™, педаго­гической запущенности, эмоциональной депривации. Эти отклоне­ния могут быть полностью преодолены при условии своевременно­го проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий.

    Среди таких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

    Следует отметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств. Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и его неврологических наруше­ний в частности является основой правильного диагноза и прогноза.

    Практика показывает, что многие родители при наличии у де­тей речевых и двигательных нарушений основное значение при­дают медикаментозному лечению, явно недооценивая важность коррекционной работы.

    В настоящее время установлено, что существует много ва­риантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо инди­видуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стиму­лирующее лечение.

    ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

    Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка откло­нения в развитии, важно не только иметь представление об их при­чинах, но и знать основные закономерности нормального психомо­торного развития.

    Психическое развитие осуществляется под влиянием биологи­ческих и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соот­ношение этих факторов в формировании различных функций неод­нозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регу­ляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (гене­тической программой развития). Формирование же функциональ­ных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в зна­чительной степени обусловлено особенностями социального окру­жения, обучения и воспитания.

    Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он под­черкивал, что высшие психические функции (произвольное внима­ние, активное запоминание, мышление и речь) проходят длитель­ный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

    Особенности психического развития в норме и патологии в зна­чительной степени связаны с закономерностями созревания моз­га, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

    Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволю­ции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал Л. С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответству­ет периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравно­мерность созревания проявляется в парциальных (частичных) за­держках развития. Например, при нормальном психическом разви­тии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговор­ной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все пони­мает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном раз­витии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом.

    Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возник­нет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что при­ведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на раз­личный темп созревания каждой функциональной системы на раз­ных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все перио­ды жизни работает как единое целое, что предполагает формиро­вание межсистемных связей.

    Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начи­нается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуще­ствляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука - слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой- зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-мотор­ные, самоподражание звукам - слухо-вокальные. И наконец, раз­вивается одна из узловых функций первого полугодия жизни - зрительно-моторная координация, которая будет совершенствовать­ся на протяжении всего дошкольного возраста.

    У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врож­денных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отме­чается преобладание восприятия контактных раздражении. На раз­личные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и мест­ной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или облас­ти рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажму­ривает глаза, в области угла рта - поворачивает голову в противо­положную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

    Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать ру­ки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 меся­цам у ребенка формируется реакция активного осязания под конт­ролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосре­доточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 меся­цев ребенок начинает захватывать предметы.

    Зрительно-моторная координация становится узловой функци­ей с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребе­нок тянется к видимому и близко расположенному предмету, конт­ролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляет­ся в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

    Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

    На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

    Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характер­ны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружаю­щему; или же его действия с предметом могут иметь характер сте­реотипии - длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачи­вается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное по­ведение характерно для детей с различными отклонениями в пси­хическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отста­лых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутиз­мом или задержкой психического развития вследствие эмоциональ­ной депривации.

    В основе формирования и развития психики ребенка лежит раз­нообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего - с окружающими взрослыми

    Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недоста­точность, то у него прежде всего нарушено формирование восприя­тия предметов окружающего мира. Несформированность предмет­ных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершен­ствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зритель­ное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере дей­ствия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функ­ция - стереогноз - имеет важное значение для развития позна­вательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, осо­бенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спон­танное развитие этой функции нарушено, и необходимы специаль­ные коррекционные занятия по ее формированию.

    На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в об­щем поступательном характере психомоторного развития. У ребен­ка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

    Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локали­зации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в воз­расте 7-8 недель, более отчетливо-в 10-12 недель, когда ребе­нок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на зву­чащую игрушку. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положе­нии лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

    К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доми­нантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он зами­рает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раз­дражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

    Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрез­мерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специаль­ном обследовании - электрокорковой аудиометрии. При этом сле­дует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на зву­ковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположен­ные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями по­ведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребен­ка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание роди­телям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой сто­роны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.

    При оценке слуховой функции у ребенка 3-6 месяцев следу­ет обратить внимание на способность локализовать звук в про­странстве, избирательность и дифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 месяцев быстро и точно поворачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5-6 месяцев быстро поворачивает голову к источнику звука только тогда, когда его вни­мание не отвлечено другими более сильными раздражителями, т. е. если он в этот момент не занимается с игрушкой, не общается со взрослым и т. п. В противном же случае ребенок может вообще не проявить реакции на звук либо отреагировать на него после длительного латентного периода. Это свидетельствует не о сниже­нии уровня звукового восприятия, а о развитии функции активного внимания.

    У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут от­сутствовать, быть неярко выраженными, фрагментарными или па­тологическими. Отсутствие реакций наблюдается при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственной отсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когда ребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не повора­чивается к нему, может быть обусловлена двигательными или зри­тельными дефектами. Снижение реакции проявляется в виде удли­нения латентного периода, ее быстрого угасания. Это имеет место у заторможенных и апатичных детей, а также при раннем детском аутизме. В отличие от тугоухих детей, которые реагируют только на более громкие звуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторная стимуляция.

    У ребенка, перенесшего родовую травму, асфиксию, особен­но при наличии у него повышенного внутричерепного давления, реакция на звуковой стимул часто усилена и возникает очень быст­ро. Такой ребенок в ответ на любой звуковой раздражитель силь­но вздрагивает, кричит, иногда у него появляется дрожание ру­чек и подбородка. Подобного типа реакция является патологичес­кой. Ее длительное сохранение характерно для детей с задержкой психического развития и повышенной возбудимостью нервной системы.

    ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

    Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овла­девает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной дея­тельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие кото­рой в эволюции ушли миллионы лет.

    В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выде­ляют несколько периодов, на каждом из которых происходит по­ступательное усложнение довербальных форм общения, составляю­щих основу для становления речи и мышления (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

    Уже в первый период - период новорожденности (0-1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играю­щих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3- 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемо­го коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребен­ку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внима­ние - ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляет­ся улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

    Во втором периоде (1-3 мес.) у ребенка наряду с интенсив­ным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляет­ся смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выражен­ная эмоциональная реакция на появление взрослого - «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10-12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом воз­растном этапе комплекс оживления возникает при виде как знако­мого, так и незнакомого лица.

    Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

    У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные от­клонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружаю­щие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двусто­роннее или одностороннее), может указывать на поражение дви­гательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам.

    Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмо­ций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями - ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другими расстройствами.

    Поскольку комплекс оживления формируется в тесной взаимо­связи с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анали­заторов он может отсутствовать или проявляться в рудиментар­ной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возраст­ном этапе отсутствует.

    При нерезко выраженном поражении центральной нервной сис­темы у детей, перенесших родовую травму, асфиксию, желтуху новорожденных, а также у недоношенных и незрелых комплекс оживления проявляется в более поздние сроки. Он также может отсутствовать у детей, воспитывающихся в условиях эмоциональ­ной депривации.

    Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция

    Москва, "Просвещение", 1992

    ББК 74.3 М32

    Рецензент методист я/с № 000 Хорошевского р-на Моск­вы

    М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.-95 с.: ил.-ISBN -4.

    В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

    Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органическо­го поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфе­ре детей.

    В настоящее время установлено, что существует много ва­риантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо инди­видуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стиму­лирующее лечение.

    ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

    ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

    Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка откло­нения в развитии, важно не только иметь представление об их при­чинах, но и знать основные закономерности нормального психомо­торного развития.

    Психическое развитие осуществляется под влиянием биологи­ческих и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соот­ношение этих факторов в формировании различных функций неод­нозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регу­ляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (гене­тической программой развития). Формирование же функциональ­ных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в зна­чительной степени обусловлено особенностями социального окру­жения, обучения и воспитания.

    было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он под­черкивал, что высшие психические функции (произвольное внима­ние, активное запоминание, мышление и речь) проходят длитель­ный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

    Особенности психического развития в норме и патологии в зна­чительной степени связаны с закономерностями созревания моз­га, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

    Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволю­ции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответству­ет периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравно­мерность созревания проявляется в парциальных (частичных) за­держках развития. Например, при нормальном психическом разви­тии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговор­ной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все пони­мает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном раз­витии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом .

    Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возник­нет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что при­ведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на раз­личный темп созревания каждой функциональной системы на раз­ных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все перио­ды жизни работает как единое целое, что предполагает формиро­вание межсистемных связей.

    Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начи­нается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуще­ствляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука - слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой- зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-мотор­ные, самоподражание звукам - слухо-вокальные. И наконец, раз­вивается одна из узловых функций первого полугодия жизни - зрительно-моторная координация, которая будет совершенствовать­ся на протяжении всего дошкольного возраста.

    У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врож­денных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отме­чается преобладание восприятия контактных раздражении. На раз­личные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и мест­ной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или облас­ти рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажму­ривает глаза, в области угла рта - поворачивает голову в противо­положную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

    Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать ру­ки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 меся­цам у ребенка формируется реакция активного осязания под конт­ролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосре­доточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 меся­цев ребенок начинает захватывать предметы.

    Зрительно-моторная координация становится узловой функци­ей с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребе­нок тянется к видимому и близко расположенному предмету, конт­ролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляет­ся в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

    Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

    На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность .

    Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характер­ны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружаю­щему; или же его действия с предметом могут иметь характер сте­реотипии - длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачи­вается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное по­ведение характерно для детей с различными отклонениями в пси­хическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отста­лых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутиз­мом или задержкой психического развития вследствие эмоциональ­ной депривации.

    В основе формирования и развития психики ребенка лежит раз­нообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего - с окружающими взрослыми

    Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недоста­точность, то у него прежде всего нарушено формирование восприя­тия предметов окружающего мира. Несформированность предмет­ных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершен­ствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зритель­ное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере дей­ствия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функ­ция - стереогноз - имеет важное значение для развития позна­вательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, осо­бенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спон­танное развитие этой функции нарушено, и необходимы специаль­ные коррекционные занятия по ее формированию.

    На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в об­щем поступательном характере психомоторного развития. У ребен­ка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

    Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локали­зации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в воз­расте 7-8 недель, более отчетливо-в 10-12 недель, когда ребе­нок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на зву­чащую игрушку. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положе­нии лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

    К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доми­нантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он зами­рает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раз­дражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

    Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрез­мерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специаль­ном обследовании - электрокорковой аудиометрии. При этом сле­дует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на зву­ковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположен­ные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями по­ведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребен­ка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание роди­телям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой сто­роны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.


    Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

    Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни

    Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

    На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

    Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

    Нарушение речи у детей с церебральным параличом

    В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

    Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

    Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

    Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

    Психодиагностический комплекс методик

    Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

    Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

    Ребенок с отклонениями в развитии

    Ранняя диагностика и коррекция.

    В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

    Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.